Кабинет физики

Опыт - отец всякой мудрости,
мудрость - дочь опыта.
Леонардо да Винчи



   Наличие комплекса учебного оборудования, необходимого для реализации программы учебного предмета "Физика", умение учителя рационально и эффективно его использовать,  владение на высоком уровне техникой лабораторного эксперимента - важнейшие условия организации образовательного процесса.
  Проведение лабораторных, практических работ, демонстрационного эксперимента требует от педагога и обучающихся прочных знаний правил техники безопасности и их применения на практике.
    Данная страничка посвящена особенностям работы в  кабинете физики, его оснащению, нормативным документам по хранению и использованию лабораторного оборудования.



  Указания о проведении инструктажа и обучения по технике безопасности


1. Для воспитания чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам работы необходимо проводить инструктирование и обучение учащихся, лаборанта и практикантов соблюдению требований безопасности и гигиены труда.
2. В соответствии с ГОСТом 12. 0. 004 – 79 «Организация обучения работающих безопасности труда» инструктаж подразделяется на:
- вводный (на первом уроке физики);
- первичный (на рабочем месте);
- повторный;
- внеплановый (при нарушении учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме);
- текущий (перед производством лабораторных и практических работ).
3. Вводный инструктаж для учащихся проводит учитель физики. Он обязан ознакомить их с правилами поведения в кабинете, правилами техники безопасности и гигиены труда, пожарной безопасности, опасными моментами, с которыми можно встретиться в процессе работы, и с соответствующими мерами предосторожности.
Вводный инструктаж для учителя, лаборанта и студентов – практикантов проводит директор школы (его заместитель), о чем делается запись в журнале в установленной форме
4. Первичный инструктаж на рабочем месте дополняет вводный. Учитель знакомит учащихся, лаборанта или практикантов с организацией рабочего места, с безопасными методами работы и правилами пользования средствами индивидуальной защиты, с возможными опасными факторами при выполнении работы, с обязанностями работающего на своем рабочем месте, а также с правилами поведения при возникновении опасных ситуаций. Инструктаж должен сопровождаться показом безопасных приемов работы с последующей проверкой усвоения знаний
5. Внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов и учащихся  учитель  проводит в случае грубого нарушения правил техники безопасности, следствием чего могло явиться травмирование нарушителя или работающих рядом. Этот вид инструктажа проводится также для каждого из перечисленных выше лиц, если он приступает к работе после получения травмы или перерыва продолжительностью 60 дней.
6. По окончании инструктажа на рабочем месте учитель разрешает приступить к самостоятельной работе, предварительно убедившись в усвоении инструктажа.
Проведение инструктажа учитель фиксирует в различных документах.
В классном журнале фиксируется вводный, первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж учащихся.
В специальном журнале фиксируется первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктаж для лаборантов, практикантов, а также инструктаж для учащихся при проведении внеклассных мероприятий. Не регистрируется текущий инструктаж (перед проведением лабораторных и практических работ).



 Инструкция по ТБ при проведении ЛР и практикума по физике

1. Общие требования безопасности.
1.1. К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7 класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. Опасные производственные факторы:
1.2.1. поражение электрическим током при работе с электроприборами;
1.2.2. термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел, при работе с оптическими приборами, при использовании спичек, при работе с некоторыми приборами;
1.2.3. уколы и порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, с острыми металлическими предметами;
1.2.4. отравление химическими веществами;
1.2.5. возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися жидкостями, спичками и кусочками бумаги, оставшимися при уравновешивании весов, неправильном обращении с некоторыми приборами;
1.2.6. механические травмы от падающих тяжелых предметов, при резком выдергивании или выбивании физических тел.
1.3. Учащиеся входят в кабинет по приглашению учителя (лаборанта) во избежание столкновения с лаборантом, разносящим в это время приборы.
1.4. По кабинету учащиеся проходят с опущенными вниз сумками, во избежание порчи приборов на демонстрационном столе и на столах школьников.
1.5. Запрещается без разрешения учителя приборы, находящиеся на демонстрационном столе и столах учащихся, трогать или дуть на них.
1.6. Запрещено дергать или толкать демонстрационный стол и столы школьников в кабинете.
1.7. Учащимся запрещено ставить сумки на столешницы в то время, когда на них находятся приборы, во избежание порчи последних.
1.8. Все лабораторные работы и работы лабораторного практикума, кроме тех, о которых особо сообщит учитель, учащиеся выполняют сидя за столами. Нельзя вскакивать из-за стола, поворачиваться назад, толкать соседа.
1.9. При получении учащимися травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и родителям пострадавшего, при необходимости отправить его в лечебное учреждение.
1.10. После окончания лабораторной работы и работы лабораторного практикума тщательно вымыть руки с мылом.

2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Внимательно изучите содержание и порядок выполнения работы, а также безопасные приёмы её выполнения.
2.2. Подготовьте рабочее место к работе, уберите посторонние предметы.
2.3. Приборы и оборудование разместите таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
2.4. Проверьте целостность приборов из стекла и лабораторной посуды, соединительных проводов и лабораторного оборудования, электрических разъемов и розеток.
3. Требования безопасности во время работы. 
3.1. Точно выполняйте указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполняйте самостоятельно никаких действий с оборудованием.
3.2. При работе с электричеством:
3.2.1. При сборке электрической схемы, избегайте пересечения проводов без видимых повреждений изоляции, источник тока подключайте в последнюю очередь.
3.2.2. Собранную электрическую схему включайте под напряжение только после проверки учителем (преподавателем или лаборантом).
3.2.3. Проверяйте напряжение в электрической цепи и других частях электроприборов только с помощью указателя напряжения;
3.2.4. Учащиеся не допускаются к работе с приборами, рассчитанными на напряжение выше 42 В переменного и 110 В постоянного тока;
3.2.5. При постановке лабораторных работ запрещается применение учащимися приборов с надписями на панелях (корпусе) «Только для проведения опытов учителем».
3.2.6. Не прикасайтесь к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производите переключений в цепях до отключения источника тока.
3.3. При работе с нагревающимися телами и приборами.
3.3.1. При нагревании жидкости в пробирке или колбе используйте специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направляйте на себя и на своих товарищей;
3.3.2. Во избежание ожогов жидкость и другие физические тела нагревайте не выше 60-70 ºС, не берите их незащищенными руками;
3.3.3. Запрещено смотреть на Солнце через любые оптические приборы без специальных фильтров во избежание ожога глаз;
3.3.4. Запрещено отражать солнечный луч с помощью зеркала в глаза человека;
3.3.5. Не допускайте прямого попадания в глаза света от проекционных аппаратов, лазера и стробоскопа. «БЕРЕГИТЕ ГЛАЗА!»
3.3.6. Температура наружных элементов конструкций изделий, нагревающихся в процессе эксплуатации, не должна быть выше 45 ºС. При температуре нагрева наружных элементов изделия выше 45º С, на видном месте этого изделия должна быть сделана надпись «Берегись ожога!»
3.4. При работе с лабораторными приборами из стекла и металла.
3.4.1. Соблюдайте осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросайте, не роняйте и не ударяйте их.
3.4.2. Не прилагайте усилий при проведении измерений, укладывании в футляр и закреплении их в штативе.
3.4.3. Будьте осторожны при работе с металлическими предметами, имеющими заостренные концы: иглами, кусками проволоки, железными опилками, ножницами.
3.5. При работе с химическими веществами.
3.5.1. Для идентификации запаха из пробирки её нельзя приближать близко к лицу во избежание ожога глаз, слизистой оболочки носа порами нашатырного спирта и других веществ. Пробиркой водим на некотором расстоянии от носа вправо-влево или взмахами кисти снизу вверх направляем вдыхаемые пары к носу.
3.5.2. Нельзя пробовать на вкус и касаться незащищенными руками химических растворов.
3.5.3. Для работы с физическими телами, соприкасающимися с химическими растворами, используйте специальные приспособления (прикреплённые нитки, проволоку, крючки, пинцеты, обтирочный материал и другое). Тела, вынутые из растворов, не промокая, укладывайте на обтирочный материал.
3.5.4. Нельзя без разрешения учителя открывать пробки на пробирках и колбах с химическими веществами.
3.6. При механическом движении предметов.
3.6.1. Следите за исправностью всех креплений в пробирках и приспособлениях.
3.6.2. Не прикасайтесь и не наклоняйтесь близко к вращающимся и движущимся частям машин и механизмов во избежание затягивания волос и частей одежды.
3.6.3. Правильно переносите тяжелые предметы. Не подставляйте руки под падающие тяжелые предметы!
3.7. При работе с открытым огнем и предметами способными вызвать возгорание.
3.7.1. Не кладите посторонние предметы на оборудование, не закрывайте вентиляционные решётки на приборах.
3.7.2. При выполнении работ со свечой следите, чтоб она всегда была в устойчивом положении. Не наклоняйтесь близко к пламени свечи во избежание возгорания распущенных волос, некоторых частей одежды.
3.7.3. Не кладите непогашенную спичку на стол, погасив спичку, укладывайте её в металлический лоток.
3.7.4. Не допускайте скопления мелких кусочков бумаги, оставшихся при уравновешивании весов, на столе, не складывайте их в стол, а уносите сразу в урну.
3.7.5. Во время работы с нагревающейся проволокой следите, чтобы с ней не соприкасались соединительные провода, распущенные волосы, некоторые части одежды во избежание возгорания.
3.7.6. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.7.7. Запрещается включение без нагрузки выпрямителей, т.к. в этом случае электролитические конденсаторы фильтра заметно нагреваются, а иногда и взрываются.
3.7.8. Не допускайте предельных нагрузок на измерительные приборы.
3.7.9. Не оставляйте без надзора не выключенные электрические устройства.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д., немедленно отключите источник электропитания и сообщите об этом учителю (преподавателю).
4.2. Если допустили опрокидывание стакана с водой с нагревательным элементом при включенной цепи, немедленно отключите источник питания от сети и сообщите учителю.
4.3. Если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирайте их осколки незащищенными руками, а используйте щётку и совок.
4.4. Просыпанные металлические опилки собирайте при помощи щётки и совка.
4.5. При разливе легковоспламеняющейся жидкости или химического раствора немедленно сообщите об этом учителю (преподавателю).
4.6. При получении травмы оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждении.

5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Отключите источник тока, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
5.2. Разберите установку, с которой выполнялась работа. Разборку установки для нагревания жидкости проводите после её остывания: за исключением термометров, оставшихся в затвердевшем веществе, эти приборы нельзя доставать сразу после окончания работы во избежание поломки.
5.3. Приведите в порядок рабочее место, сдайте учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы.
5.4. По окончании работы при помощи обтирочной ветоши уберите после себя со стола просыпанные вещества, мелкие кусочки бумаги, служившие для уравновешивания весов, унесите всё в урну; вытрите со столешницы воду.
5.5. По окончании работы тщательно вымойте руки с мылом.
5.6. Если во время выполнения работы были выявлены недостатки, влияющие на безопасность труда, то сообщите об этом учителю.


Инструкция составлена на основе типовой.
Источник: Газета "Первое сентября: Физика", 2008 №16. (http://fiz.1september.ru/
)



 Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики

1. Индивидуальные перевязочные антисептические средства - 3 шт., пакеты без бинтов (3 шт.) и с бинтами (3 шт.).
2. Бинты (3 шт.).
3. Вата (2 пакета).
4. Жгут (1 шт.).
5. Настойка йода - 1 флакон (10 ампул).
6. Нашатырный спирт - 1 флакон (10 ампул).
7. Сода питьевая - 1 пачка.
8. 2 - 4%-ный раствор борной кислоты - 1 флакон (250 мл).
9. 3%-ный раствор уксусной кислоты - 1 флакон (250 мл).
10. Валидол - 1 тюбик.
11. Перманганат калия (свежеприготовленный раствор).
12. Перекись водорода.

   На дверце аптечки должен быть записан адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана первая медицинская помощь.


   Комплектация аптечки и составление инструкции по оказанию первой медицинской помощи должны производиться по согласованию с персоналом медпункта школы. Ответственность за наличие медикаментов, перевязочных средств, а также за надлежащее состояние аптечки возлагается на лаборанта кабинета Физики.