Самоанализ педагогической деятельности



Реформы в системе образования и направленность современной школы на личностно-ориентированное обучение выдвигает новые требования к педагогической деятельности учителя. Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к  деятельностно - развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Именно поэтому МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа №2» работает над методической темой: «Обновление содержания, структуры и технологий обучения как условие достижения качества современного образования».
Цель - воспитание  социально-компетентной  личности; создание  условий  для  раскрытия  и  успешной  реализации  личностного  потенциала  всех  участников  образовательного  взаимодействия.
Ориентируясь на цели и задачи образовательного учреждения, направляю свою профессиональную деятельность на приоритет личности ребенка, развитие его творческих способностей путем обучения методам познавательной исследовательской деятельности, создании атмосферы сотрудничества, комфортной педагогической среды, способствующей активному вовлечению каждого учащегося в учебно-познавательный процесс.  Определяю  следующие задачи моей работы с учащимися:
  • развивать и активизировать творческое мышле­ние учащихся, способствовать овладению ими научными методами познания при­роды через систему творческих заданий, проблемный экспери­мент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания;
  • обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;
  • развивать и укреплять интерес к предмету;
  • обеспечивать высокий уровень качества знаний обучающихся;
  • предоставить возможность всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал.
        Главная цель моей педагогической деятельности – создание условий, в которых школьник может почувствовать свою ценность и значимость, воспитание личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность  к саморазвитию и самореализации, способствование формированию и развитию ключевых компетенций обучающихся.
Таким образом, цели моей профессиональной деятельности в полной мере согласуются с целями деятельности школы.
В настоящий момент работаю над проблемой, выбранной в качестве темы по самообразованию: «Использование активных методов обучения для развития познавательных и творческих способностей обучающихся»
За период, прошедший после последней аттестации, удалось частично решить проблему, связанную с переходом на ЕГЭ. Правда, сказать, что этот вопрос снят совсем нельзя. По-прежнему, при выборе профиля обучения ребята идут по пути наименьшего сопротивления и выбирают те предметы, которые вряд ли им пригодятся в будущем, но они проще в изучении. В итоге получается, что выпускники социально-гуманитарных классов с преподаванием физики 1 ч в неделю сдают ЕГЭ по необходимой для поступления в ВУЗ физике. Разумеется, их уровень подготовки не позволяет показать высоких результатов. 
Чтобы разрешить это противоречие использую на уроках современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, уровневую дифференциацию, игровую, проектную технологии, ИКТ, стараюсь и в гуманитарных классах (а мне в таковых приходится работать часто) найти ребят заинтересованных предметом и работаю с ними индивидуально.
Регулярно применяя в своей практике нестандартные формы проведения уроков: урок – путешествие, урок – аукцион, урок – сказка и т.д. с использованием ИКТ, демонстрационного и лабораторного эксперимента, пришла к выводу, что именно такие уроки повышают эффективность обучения.
Наиболее принципиальными вопросами в достижении положительных результатов считаю для себя следующие:

  • использование разнообразных форм и методов организации урочной и внеурочной деятельности;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, естественно самовыражаться;
  • доброжелательное, разумно-требовательное отношение к учащимся, деловое партнёрство;
  • оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно – неправильно), но и по процессу его достижения;
  • постоянное самообразование учителя, грамотное использование современных педагогических технологий, опыта передовых учителей.
Таким образом, за период, прошедший после последней аттестации, мне удалось частично решить несколько важных проблем:
  •  сформировать положительную мотивацию к изучению физики у обучающихся;
  • повысить уровень познавательного интереса и творческую активность детей на уроках и во внеурочное время.
В итоге повысилось и качество знаний по преподаваемым мной  предметам. Как подтверждение этому – успешная сдача ГИА и ЕГЭ. Два последних года качество знаний при сдаче экзамена в форме ГИА  составляет 100%, средний балл при сдаче ЕГЭ в 2010 году – 58, в 2011году – 46 (гуманитарный класс!), Ребята активно участвуют не только в школьных, районных, областных олимпиадах по физике, но и в различных всероссийских дистанционных олимпиадах и конкурсах, интернет-проектах.
Отрадно и то, что за последние три года  пятнадцать моих выпускников выбрали для себя профессии, так или иначе связанные с физикой и техникой.
Программа развития ОУ на 2011-16 годы предполагает реализацию модели «Школа самореализации». В рамках Программы  предусматривается  создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели образовательного учреждения, обеспечивающей комплекс условий для формирования компетентной, физически и духовно здоровой, социально активной, творческой личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Принимаю непосредственное участие в реализации данной Программы, а именно:
  • в разработке и апробации рабочих программ и программ элективных курсов;
  • в использовании новых технологий обучения, установлении отношений сотрудничества с социумом, развитии системы дополнительного образования;
  • в осуществлении мониторинга учебно-воспитательного процесса;
  • в проведении опытно-экспериментальной работы.
Являюсь активным участником экспериментальной работы школы по теме «Информационно-коммуникационные технологии как средство вхождения в компетентностное образование». В рамках этой темы мною разработаны сценарии уроков с использованием ИКТ, созданы собственные медиаресурсы (слайдовые презентации) и собраны ЦОР из сети Интернет.
Сценарии уроков размещены на школьном сайте, сайте районного отдела образования и других.
Высоких результатов в профессиональной деятельности можно достичь, если учитывать потребности и возможности каждого ребенка. С этой целью провожу психолого – педагогическую диагностику, направленную на изучение индивидуально – психологических особенностей детей. Свою работу подчиняю девизу: «Не ученик приспосабливается к учебному процессу, а учебный процесс строится исходя из индивидуальных способностей ученика». 
Образовательные потребности детей разнообразны. По степени их сформированности я бы выделила три основные группы обучающихся.
К первой группе можно отнести ребят, которые ставят перед собой цель: сдать вступительные экзамены по физике в вуз. Для них провожу факультативные  занятия; подбираю специальные задания, позволяющие углубить знания по предмету; провожу индивидуальные консультации.
Вторая группа – учащиеся, которые хорошо учатся и по физике им тоже нужна только хорошая оценка в дневнике или в аттестате.  Таких ребят много в классах гуманитарного профиля. Для них тоже есть возможность реализовать себя, проявив свои склонности.  Их роль в проведении уроков-конференций, игровых уроков, уроков, построенных на инициативе учащихся и др. неоценима.  Здесь каждый может самореализоваться.
Третья группа учащихся – это ребята, которые, может быть, и хотели бы, да уже не могут заниматься так, как им хочется.  Они не стабильны, нерегулярно выполняют домашние задания, легко отвлекаются.  Если первые две группы учащихся уже имеют определенный интерес к предмету, то здесь познавательный интерес необходимо поддерживать учителю.  Для этого в моем арсенале много увлекательных историй, задач-шуток, интересных экспериментов.  Стараюсь увлечь этих ребят домашними экспериментальными работами, созданием приборов для пополнения кабинета физики.
Проявляю к таким ребятам требовательность, но избегаю острой критики, даю свободный выбор темы и режим творческой работы, постоянно слежу за их деятельностью и не скуплюсь на похвалу, если есть малейший успех.
Для рационального использования времени на уроке применяю элементы различных современных технологий: игровых, проблемных, технологии учебного взаимодействия, проектную деятельность, ИКТ и др. С целью вовлечения обучающихся в активный познавательный процесс использую  интерактивные методы обучения.
Интерактивный, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый методы обучения, используемые мною на уроках, помогают создавать в ходе учебного процесса ситуации, которые ставят учащихся перед необходимостью работать в парах и группах, брать на себя ответственность за успешное выполнение задания. Для этого мною применяется работа в группах переменного состава,  в которые дети объединяются по различным принципам: ситуативному, уровневому (с однородным и смешанным составом), ролевому (одному и тому же ребенку приходится выполнять разные роли). Чтобы обеспечить успех ребенка на уроке, в своей работе применяю технологию учебного сообщества детей и педагога. Моя задача – создать на уроке и во внеурочное время атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам ребенка; работать вместе с учениками; не ругать и не хвалить, но при этом дать почувствовать каждому школьнику его собственное достижение.
Считаю, что любой урок будет эффективным, если создана атмосфера доверия, взаимоуважения, если учащиеся видят в учителе старшего товарища, готового поддержать, заметить даже малый успех и похвалить.
Для того чтобы позволить каждому обучающемуся максимально реализовать свой потенциал, обучение на моих уроках и внеклассных мероприятиях строю на  основе личностно-ориентированных технологий.
На каждом занятии идет внутренняя установка на тему. Мозговая атака активизирует знания, уже имеющиеся у детей, перенос на жизненную ситуацию не дает угаснуть интересу к теме.
В центре моего внимания, как любого педагога – уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальному проявлению своих возможностей, открытая для восприятия новых знаний и  опыта. Стараюсь  учить школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения, что формирует коммуникативные свойства личности и повышает общую эрудицию.
Считаю и своей заслугой в том числе то, что команда знатоков нашей школы «Авангард», где были и мои ученики,  успешно дебютировала в областном чемпионате интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?», заняв 2 место в полуфинале.
«…ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдёт». Со словами К.Д. Ушинского нельзя не согласиться. С целью повышения познавательного интереса  на своих уроках использую личностно – ориентированное обучение, четкое структурирование  изучаемого материала, систематизацию и обобщение, интересные жизненные примеры, проблемное обучение; применяю такие формы, как игровые и ролевые дискуссии, самостоятельные эксперименты, которые помогают мне сделать процесс обучения деятельностно – творческим.
Вовлечь всех учащихся в процесс познания мне позволяют интерактивные методы обучения. На первой стадии интерактивного урока применяю такие приёмы и методы, как нестандартное начало, постановка проблемной ситуации, мозговой штурм. На стадии осмысления наиболее приемлемым считаю групповое обучение (дебаты, частично – поисковая деятельность, кооперативное обучение). Огромное влияние на развитие познавательного интереса оказывают использование на уроках ИКТ, мультимедиа, которые не только модернизируют учебный процесс, но и делают его более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, представляя нужную информацию в нужное время.
В своей практике мне приходилось обучать ребят с различными  возможностями и склонностями. Для школьников, увлекающихся физикой, разработала и апробировала программы элективных курсов «Универсальные физические постоянные», «Физика вокруг нас», «Физика и спорт», «Решение физических задач».
Те обучающиеся, которые отличаются не только хорошими знаниями, но и имеют устойчивый интерес к предмету, участвуют в олимпиадах и конкурсах различного уровня и занимают призовые места.
С детьми, испытывающими трудности в усвоении материала, веду индивидуальную работу в виде дополнительных занятий. Также в каждом классе силами одноклассников организую «Скорую  помощь» по устранению пробелов в знаниях для детей, пропустивших занятия.
Об эффективности моей работы говорят стабильные показатели качества знаний. Динамика успеваемости обучающихся за последние три года положительная:




2008-2009 уч.год

2009-2010 уч.год

2010-2011 уч.год

Обученность, %

100

100

100

Качество

знаний, %

60,7

63,1

63,7

Мои ученики на итоговой государственной аттестации показывают высокие результаты (выше среднеобластных).

Об эффективности моей работы говорит и тот факт, что ребята ежегодно выбирают физику в качестве экзамена на итоговой аттестации.

В 2010 году одна моя ученица была награждена серебряной медалью «За особые успехи в учении», в 2011 трое – золотой медалью и трое –  серебряной.

Свидетельством высокого качества образования считаю успешную социализацию моих выпускников, которые ежегодно поступают в высшие учебные заведения  Мичуринска,  Тамбова,   Воронежа,  Рязани,  Санкт-Петербурга, Москвы. Значительная часть выпускников продолжает обучение на факультетах естественно-научного и технического профиля.

За успехи в обучении и обеспечении высокого уровня знаний при сдаче ЕГЭ в 2010 году я награждена Почётной грамотой администрации Никифоровского района.

Огромное значение для развития личности имеют методы и приёмы оценивания деятельности учащихся. Считаю, что в основе оценки работ учащихся должно лежать не сравнение детей, а видение сдвига, рост развития, то есть мониторинг индивидуальных достижений.  В своей работе применяю все прогрессивные методы: щадящий (гуманный) подход, бесконфликтность учебной ситуации, вера в творческие силы детей. Они направлены, прежде всего, на формирование у детей чувства успеха, уверенности в своих силах, защищенности; формирование положительной Я- концепции личности; участие коллектива в оценивании; оценочную самостоятельность учащихся; постоянную возможность исправления и улучшения оценки; замену количественной оценки качественной.

Отметки, выставляемые мною на уроках, соответствуют обозначенным целям и реальным знаниям учащихся. Мониторинговые исследования достижений детей показывают, что оценки, полученные на итоговых контрольных работах, соответствуют текущим. Это свидетельствует о том, что приемы работы, применяемые мною на уроках, эффективны.
Атмосфера доверия, понимания,  творческого общения является основой моих уроков.  Учебный  процесс направлен таким образом, чтобы создать условия для  развития креативного мышления детей, сотрудничества, создание условий для взаимопомощи.   Во время работы в группах я направляю обучающихся не только на личную заинтересованность, но и на  сотворчество, на потребность в общении, как на уроке, так и  во внеурочное время.  Всё это является  необходимым фактором в повышении мотивации к учебной и внеклассной деятельности.
Отношения строю на принципах, которые выработались с годами работы:

  • уважать (относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе),
  • доверять (лучше обмануться, чем обидеть недоверием),
  • никогда не обижать,
  • никогда не отказывать в помощи,
  • выслушать, не пожалев времени,
  • поощрять даже малый успех.

  Используя различные методики изучения психологической атмосферы в классе, было выявлено, что на уроках царит  благоприятная  атмосфера, способствующая добрым отношениям, взаимоуважению,  доверительности.
  Как классный руководитель для создания благоприятной атмосферы в классе, я планирую свою воспитательную деятельность с учетом психологических (темперамент, тип мышления, самооценка, отношение к предметам и др.) и социометрических характеристик класса. Провожу мероприятия, направленные на сплочение детского коллектива, воспитания позитивного отношения к окружающим, неприятия вредных привычек и др. В результате между ребятами все больше проявляется взаимовыручка,  ответственность за поступки друг друга. Но сложностей в работы еще много. Многие дети класса являются гиперактивными, они достаточно раздражительны, поэтому тесно сотрудничаю со школьным психологом.

Работа с родителями - важный элемент профессиональной деятельности учителя. Для того чтобы спланировать воспитательную работу в классе с наибольшей эффективностью, я максимально изучаю семейную ситуацию каждого ребенка. 

Я систематически посещаю родительские собрания, как учитель-предметник, нахожу время для индивидуального общения с родителями учащихся.

Информацию об учебных достижениях детей сообщаю родителям в ходе проведения индивидуальных консультаций, бесед, на родительских собраниях,  с помощью электронного дневника.

Как классный руководитель, посещаю семьи учащихся.  Считаю, что только личное общение с родителями позволит учителю лучше узнать своих подопечных, их индивидуальные черты, особенности характера и выработать индивидуальный подход к обучению и воспитанию. Стараюсь стать помощником и хорошим советчиком для родителей, создаю в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия. На родительских собраниях я обычно рассказываю о делах класса, а вот о проблемах говорю наедине, с глазу на глаз.

Для привлечения родителей в  учебно-воспитательный  процесс  использую следующие формы деятельности: открытые уроки и внеклассные мероприятия, совместные экскурсии и походы.

Классный руководитель и родители – единомышленники, объединенные одной целью – сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Легко работать с теми, кто понимает это. Но, к сожалению, есть и другие – это те, для кого школа потеряла всякий авторитет, те, кто уверен, что все педагоги бездари и непрофессионалы. В общении с такими родителями мне помогает  только выдержка, тактичность и терпение.

Мои взаимоотношения с коллегами не только школы, но и района складываются благоприятно на основе взаимодействия и сотрудничества. Я строю их на принципах открытости, взаимного доверия, и уважения. Стараюсь помочь коллегам и в работе, и в решении частных проблем. В ходе психологического исследования  «Рейтинг учителя» было выявлено, что у меня низкий уровень конфликтности, высокая ответственность. Пользуюсь авторитетом  среди коллег, учащихся и родителей.    Доброжелательна и тактична по отношению к другим.  Стараюсь выслушать коллег, дать добрый совет, проявляю терпимость, избегаю конфликтов и нахожу компромиссные решения, адекватно воспринимаю критику в свой адрес.

Профессия учителя - творческая профессия, она находится на стыке науки и искусства. И, как профессия искусства, она требует постоянного самосовершенствования и повышения уровня своего мастерства. Афоризм «учитель живёт, пока учится» не случайно возник в педагогической среде.

Чтобы вести уроки интересно, чтобы на моих уроках не было скучающих, чтобы идти в ногу со временем, занимаюсь самообразованием:
  • регулярно повышаю квалификацию: в 2009 г. прошла обучение на курсах по программам «Применение   пакета свободного  программного  обеспечения» (72 ч.)  и  «Технология проектирования и реализации социально-педагогических проектов» (48 ч.); в 2011 г. прошла обучение на курсах по программе «Проектирование образовательного процесса в информационно-образовательной среде в соответствии с требованиями ФГОС» (144 ч.);
  • изучаю методическую литературу – журналы «Народное образование», «Физика в школе», «Воспитание школьников», «Вестник образования»;
  • участвую в семинарах и конференциях различного уровня;
  • регулярно приобретаю методическую литературу по физике;
  • работаю над накоплением и обобщением опыта своей профессиональной деятельности;
  • стараюсь шире внедрять новые педагогические технологии, ИКТ;
  • помещаю свои методические находки в «банк педагогических идей» школы, на школьный и районный сайты, на сайты  «Сеть творческих учителей», «Открытый класс», «Педсовет»;
  • участвую в Интернет-проекте «Источник знаний» на портале ProШколу.ru;
  • пополняю методическую копилку школьного методического кабинета «Поиск. Опыт. Мастерство».
Изучение физики в настоящее время сопряжено с рядом трудностей  развития школьного образования. В школе сокращают часы на изучение точных предметов. Ребята успевают формально зазубрить какие-то законы, но не отработать их. В результате они могут решать только задачи - «одноходовки», взять формулу, подставить цифру, получить число. А перед более сложными теряются.

В моей профессиональной деятельности возникли трудности следующего характера: необходимость усвоения школьной программы всеми учащимися и разные способности детей, отсутствие финансовых средств для создания профильных групп на старшей ступени обучения и различные профильные ориентиры обучающихся. Для решения этих проблем  стараюсь организовать индивидуальный подход, уровневую дифференциацию, личностно – ориентированное обучение на всех этапах урока. В настоящее время на фоне резкого падения интереса к науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук, низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, самоустранение  родителей от воспитания своих детей и перекладывания на школу воспитательных функций. Приходится постоянно подчёркивать, что роль физики как учебного предмета особенно велика в плане формирования логики, творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом общем смысле.

Несмотря на то, что за период, прошедший со времени последней аттестации, удалось частично решить проблемы, связанные со сдачей экзамена в форме ЕГЭ, вопрос, я считаю,  до конца ещё не решён. Значительное несоответствие между традиционно предлагаемым объемом обязательного учебного материала и временем, отводимым на его изучение; необходимость усвоения школьной программы всеми учащимися и разными способностями детей – все это затрудняет отработку формируемых умений и навыков. Решить данные проблемы можно путём проведения дополнительных занятий во внеурочное время,  подачи учебного материала блоками, модулями. Перспективной задачей считаю создание общества по интересам (ОпИ) и построение индивидуальной образовательной траектории одарённых детей, способных добиваться высоких показателей в олимпиадах, конкурсах различного уровня.


Комментариев нет:

Отправить комментарий