Моя педагогическая философия

Что такое призвание? Как его найти? Грубо говоря, найти призвание – это найти способ зарабатывать деньги в жизни, исполняя ту работу, которую ты любишь – любишь и умеешь делать. Тогда живешь в гармонии с собой и с миром.
Вот уже семнадцать лет я живу в гармонии с собой и с миром, работая учителем в школе. Разве это не счастье?
Что помогло мне в выборе профессии? Самым важным и значимым было то, что родилась я в семье педагогов. Мой папа, Алексей Михайлович Тарасов, был учителем географии, а потом директором школы. Мама, Валентина Егоровна Тарасова, - учитель химии и биологии. С самых ранних лет я видела перед собой трудолюбивых, преданных своему делу, добросовестных, влюбленных в свою профессию, талантливых, отдающих себя детям, не жалеющих сил и здоровья, терпеливых учителей. Я любила наблюдать, как они готовятся к урокам, слушать, как они обсуждают школьные проблемы, мне нравилось заглядывать в ученические тетради, которые они проверяли. Иногда они брали меня с собой в школу. И тогда, затаив дыхание, боясь пропустить что-либо, я погружалась в невероятный мир с коротким, но таким глубоким названием - УРОК. 
Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще даже и не слышала, но, как мне кажется, в том далеком, прекрасном детстве и рождалась эта самая философия.
Лично я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель - научить их учиться, заинтересовать, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это, прежде всего, творчество. Я считаю, нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается «краеугольный камень» моей педагогической философии.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится неинтересен. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время непросто. Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А как зажечь? Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо трудная, но бесконечно радостная работа. Ни одну педагогическую проблему не решить без важнейшего условия: рядом с ребенком должен быть настоящий учитель, личность умная, тонкая, интеллигентная, независимая, добрая. Важно, чтобы в процессе обучения и воспитания создавались такие условия, когда и учитель, и ученик выступают в роли творцов, когда идет совместный поиск знаний, когда исключается унижение, подавление личности.
Всем известно, что дети свободнее, раскрепощенее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А если нужного результата нет, то причину надо искать, прежде всего, в себе, в собственных неудачных методах, а не в бездарности детей. Годы работы убедили меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием какого-то закона и набором задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи материала, от способа организации труда школьников на уроке.
Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при изучении темы целиком. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил академик Александр Львович Минц. Талант учителя раскрывается тогда, когда на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, что ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
На вопрос «Что такое образование?» – один из философов ответил, что это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё выученное забыто. Я бы хотела, чтобы в сознании моих учеников осталась убеждённость в том, что всё в их руках. Ощущение этого помогает слабому не сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному стать сильнее, а учителю, внимательно и ответственно вглядываясь в каждого своего ученика, разглядеть «искру божью», которую каждый получает при рождении, чтобы не дать ей потухнуть.


Комментариев нет:

Отправить комментарий