Моя педагогическая философия
Что такое призвание? Как его найти? Грубо говоря,
найти призвание – это найти способ зарабатывать деньги в жизни, исполняя ту
работу, которую ты любишь – любишь и умеешь делать. Тогда живешь в гармонии с
собой и с миром.
Вот уже семнадцать лет я живу в гармонии с собой и с
миром, работая учителем в школе. Разве это не счастье?
Что помогло мне в выборе профессии? Самым важным и значимым
было то, что родилась я в семье педагогов. Мой папа, Алексей Михайлович
Тарасов, был учителем географии, а потом директором школы. Мама, Валентина
Егоровна Тарасова, - учитель химии и биологии. С самых ранних лет я видела перед
собой трудолюбивых, преданных своему делу, добросовестных, влюбленных в свою
профессию, талантливых, отдающих себя детям, не жалеющих сил и здоровья, терпеливых
учителей. Я любила наблюдать, как они готовятся к урокам, слушать, как они
обсуждают школьные проблемы, мне нравилось заглядывать в ученические тетради,
которые они проверяли. Иногда они брали меня с собой в школу. И тогда, затаив
дыхание, боясь пропустить что-либо, я погружалась в невероятный мир с коротким,
но таким глубоким названием - УРОК.
Взрослой фразы «Педагогическая философия» я еще даже и не
слышала, но, как мне кажется, в том далеком, прекрасном детстве и рождалась эта
самая философия.
Лично я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель - научить их учиться, заинтересовать, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это, прежде всего, творчество. Я считаю, нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается «краеугольный камень» моей педагогической философии.
Лично я не работаю учителем, я живу учителем. Живу для детей. Моя цель - научить их учиться, заинтересовать, а дальше они сами найдут свой путь. Жизнь учителя – это, прежде всего, творчество. Я считаю, нельзя воспитать человека по заранее составленному плану. Воспитывать надо личным примером. В этом и заключается «краеугольный камень» моей педагогической философии.
Если рядом с учеником будет педагог, который перестал
внутренне развиваться, учиться, искать что-то новое, то он становится
неинтересен. Поддерживать у учеников интерес к учёбе, к школе в настоящее время
непросто. Фразу о том, что ребёнок «факел, который нужно зажечь», знаем все. А
как зажечь? Чудес в педагогике не бывает. Есть большая, порой невыносимо
трудная, но бесконечно радостная работа. Ни одну педагогическую проблему не
решить без важнейшего условия: рядом с ребенком должен быть настоящий учитель,
личность умная, тонкая, интеллигентная, независимая, добрая. Важно, чтобы в
процессе обучения и воспитания создавались такие условия, когда и учитель, и
ученик выступают в роли творцов, когда идет совместный поиск знаний, когда
исключается унижение, подавление личности.
Всем известно, что дети свободнее, раскрепощенее
взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что
им предложит учитель, вплоть до самого трудного задания. Нужно лишь внимание к
результатам их труда. Я глубоко убеждена, что учитель должен верить, что все
дети способны и успешны. Только тогда он может добиться поставленной цели. А
если нужного результата нет, то причину надо искать, прежде всего, в себе, в
собственных неудачных методах, а не в бездарности детей. Годы работы убедили
меня в том, что нельзя идти на урок лишь со знанием какого-то закона и набором
задач, пусть даже самых интересных. Многое здесь зависит от способа подачи
материала, от способа организации труда школьников на уроке.
Для меня поиск и выбор способа ведения урока, связан с
работой по формированию умений наблюдать, анализировать, обобщать, делать
выводы, задавать вопросы, спорить, отстаивать свою точку зрения. Оперировать не
только маленькими порциями учебного материала, но и знаниями, полученными при
изучении темы целиком. «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать
ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать», - говорил
академик Александр Львович Минц. Талант учителя раскрывается тогда, когда на
каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его
настолько, что ему самому захотелось познать новое, самому решить поставленную
перед ним проблему, чтобы глаза у ребенка горели, чтобы он чувствовал в себе
уверенность, силу и желание творить.
На вопрос «Что такое образование?» – один из
философов ответил, что это то, что остаётся в сознании ученика, когда всё
выученное забыто. Я бы хотела, чтобы в сознании моих учеников осталась
убеждённость в том, что всё в их руках. Ощущение этого помогает слабому не
сломаться и найти в себе внутреннюю опору, сильному стать сильнее, а учителю,
внимательно и ответственно вглядываясь в каждого своего ученика, разглядеть
«искру божью», которую каждый получает при рождении, чтобы не дать ей потухнуть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий